Герб РФ
РОССИЙСКО-АБХАЗСКИЙ ДЕЛОВОЙ СОВЕТ
Russian-Abkhasian Business Counsill
 
Герб Абхазии
 
Туризм и Отдых в Абхазии
Правительство РФ
Посольство РФ в республике Абхазия
Минэкономразвитие
Информация
Торгпредство
Таможня РФ
Торгово-Промышленная Палата РФ
Национальный Фонд Социальных программ РФ
Культурно-деловой центр Республики Абхазия
Торгово-Промышленная Палата Республики Абхазия

Наша страница в

ТПП РФ на КЭФ 2015: От экспорта до госзаказа

 

ТПП РФ на КЭФ 2015: От экспорта до госзаказа

Делегация ТПП РФ 28 февраля на Красноярском экономическом форуме приняла участие в работе двух «круглых столов».

Сергей Катырин: Экспортеров надо учить и поддерживать

На первом «круглом столе» рассматривались вопросы национальной экспортной политики. Какие барьеры стоят перед нашими уже работающими на внешних рынках предприятиями и перед теми, кто подумывает о выходе за рубеж?

Прежде всего, считает Сергей Катырин, это барьеры бюрократические. Так, в АТР, например в Сингапуре или Гонконге, оформление документов для экспорта занимает максимум три дня. У нас самые опытные, ведущие компании тратят на это минимум шесть дней. В случае с поставками сырья это, может, и не так критично, а вот если речь идет о поставках несырьевых товаров, то задержка оформления на один-два дня по сравнению с конкурентами играет очень часто решающую роль.

У нас в стране порядка 150-200 компаний серьезно и по-крупному работает на внешних рынках. Средних, а тем более малых, очень немного, в том числе именно из-за бюрократических сложностей выхода за рубеж.

Но если перед нами стоит задача наращивать экспортные возможности экономики, то без участия в этом процессе среднего, а отчасти и малого бизнеса (как это делается и во всех странах) нам не обойтись. Значит, надо малым и средним предприятиям помогать, их надо учить, их надо поддерживать.

Очень важно определить, какие рынки для нас наиболее перспективны. Большую роль здесь должны сыграть торгпредства. Сейчас идет реформирование всей этой системы; теперь главным критерием успешной работы становится конечный результат, то есть то, что наша экономика получает от работы в зоне ответственности каждого торгпредства, насколько активно туда приходит наш бизнес со своими товарами. Надо обращать больше внимание на новые регионы.

Одним из таких регионов, уверен Сергей Катырин, является Латинская Америка. Там нас ждут, там меньше конкуренция, нашу машинотехническую продукцию будут брать, да и уже охотно берут в тех странах, куда некоторые наши фирмы начинают приходить.

Но без мощной информационной поддержки и на эти рынки выйти непросто. Надо знать, какие товары там нужны, каковы условия работы, наконец, кто может быть потенциальным партнером наших компаний. Нужен серьезный анализ.

Тут многое может сделать правильно поставленная выездная выставочная деятельность. Необходимо поддерживать организацию выставок за рубежом, особенно в Латинской Америке, Азии, Африке; поддерживать бизнес, решивший в них участвовать. У нас есть продукция, которую будут покупать за рубежом. Надо готовить и поддерживать ее экспортеров.

Сергей Катырин рассказал о совместном ТПП РФ и ЦМТ проекте «Экспортный потенциал России». Он нацелен на поддержку, на консультирование среднего и отчасти малого бизнеса, желающего работать на внешних рынках.

К сожалению, в экспорте этот бизнес представлен пока у нас слабо. Всего 0,7 процента от общего числа малого и среднего бизнеса выходит на внешние рынки, в экспорте они занимают 0,4 процента, а объем выручки – менее одного процента. То есть говорить об их серьезном участии во внешней торговле сейчас не приходится, отметил Сергей Катырин, но если мы всерьез и надолго нацелены повышать экспорт, то надо увеличивать число участников внешнеторговой деятельности. Задача эта решаема.

Как «разрулить» экстраординарную ситуацию?

Ряд острых вопросов было обсуждено на «кругом столе» «Государство как умный покупатель? Первый год по новым правилам государственных закупок».

Экстраординарной для малого и среднего предпринимательства назвал Сергей Катырин сложившуюся в последнее время ситуацию. Финансовые ресурсы для них практически недоступны, кредитные ставки запредельны. Понятно, что в таких условиях участие большинства малых предприятий в торгах по госзаказу и заказу компаний с государственным участием становится практически невозможным. Если мы хотим помочь, то надо менять правила. А для тех же, кто все-таки участвует в торгах, надо хотя бы уменьшить залог, или, что лучше, вообще освободить от него.

Что же касается оборонного заказа, то почему бы и малому бизнесу не предоставлять предоплату, как это принято в отношении остальных исполнителей, которые получают и 80, и 100 процентов предоплаты?

Острой остается проблема торгов по подрядным работам. Требуется предоставить огромное количество данных, например, по шайбам, гвоздям, болтам, технической воде и т.д., причем в будущем в процессе выполнения работ все это абсолютно не нужно. Нужны поистине титанические усилия и огромное количество бумаг, чтобы получить право участвовать в торгах. Понятно, что в данном случае речь идет о стремлении предоставить таким образом возможность победить именно «своим», отсечь «чужих». Нужно разработать четкие правила и требования, чтобы пресечь такую порочную практику и нечестную конкуренцию. Федеральная антимонопольная служба готова принять необходимые меры, но для этого необходимо правила и требования закрепить законодательно.

По мнению Сергея Катырина, размер минимального заказа начиная с 15 млн рублей будет больше соответствовать нынешним серьезно изменившимся экономическим условиям.

Вообще, уверен Сергей Катырин, при разработке механизмов взаимодействия малого бизнеса с оборонно-промышленным комплексом следует обратить внимание на опыт стран, где эти механизмы уже отлажены. Квота для малого бизнеса по гособоронзаказу в США составляет 22 процента, через субконтракты – 36 процентов.

Госкомпании, что естественно, хотят иметь дело с исполнителями, которым можно доверять. ТПП РФ ведет Реестр добросовестных поставщиков товаров и услуг и готова заняться решением этого вопроса для госкомпаний.

Сергей Катырин поднял также тему торгов на электронных площадках. В регионах появилось множество таких площадок, причем в работе каждой из них – свои правила. Бизнес из других регионов, желая участвовать в торгах, должен каждый раз не только изучать эти правила (заплатив, естественно, деньги), но и нести затраты на получение электронной цифровой подписи. Надо безотлагательно навести порядок: разработать общие для всех правила, или работать на общих для всей страны площадках.

Необходимо также добиться на практике экспертного сопровождения исполнения госзаказа на всех этапах. Необходимость независимой экспертизы признается всеми, но на практике ситуация совсем иная. Появилось огромное количество фирм-однодневок, обещающих любую экспертизу (естественно, с заключением, нужным для заказчика, заплатившего фирме деньги). Выход здесь один, считает Сергей Катырин: нужен закон, четко прописывающий роль и место независимой экспертизы в ходе исполнения государственного заказа.

По окончании "круглого стола" состоялось вручение свидетельств о присоединении к Антикоррупционной хартии российского бизнеса представителям компаний и предприятий региона.

Сегодня состоялось также заключительное пленарное заседание КЭФ-2015, на котором были подведены итоги работы ХII Красноярского экономического форума.

Центр по связям с общественностью и СМИ, А.Бондарь