Герб РФ
РОССИЙСКО-АБХАЗСКИЙ ДЕЛОВОЙ СОВЕТ
Russian-Abkhasian Business Counsill
 
Герб Абхазии
 
Туризм и Отдых в Абхазии
Правительство РФ
Посольство РФ в республике Абхазия
Минэкономразвитие
Информация
Торгпредство
Таможня РФ
Торгово-Промышленная Палата РФ
Национальный Фонд Социальных программ РФ
Культурно-деловой центр Республики Абхазия
Торгово-Промышленная Палата Республики Абхазия

Наша страница в

Восемь приоритетов абхазского туризма

Восемь приоритетов абхазского туризма


Определить приоритеты развития туристической отрасли Абхазии предстоит участникам крупного делового форума «Абхазия. Туристический сезон-2015», который состоится в столице республики в начале недели и станет площадкой для диалога между властью, предпринимателями и экспертным сообществом. Инфопартнером мероприятия выступит КАВПОЛИТ.

О концепции форума и задачах развития туризма в Абхазии нашему изданию рассказал один из его организаторов — генеральный директор аналитического центра «Московский регион» Алексей Чадаев. По его словам, сегодня уже можно говорить о восьми ключевых направлениях, которые требуют совместного внимания власти и бизнеса.

- Какова предыстория организации форума? Кто выступил инициатором?

- Работа по организации форума началась месяц назад, когда в Абхазии побывала небольшая группа экспертов из России. Мы провели несколько встреч в правительстве республики, обсудили ряд вопросов, связанных с предстоящим туристическим сезоном. Прежде всего — задачи развития малого и среднего бизнеса в туризме и сельском хозяйстве. Тогда же был определен основной круг тем, которые будут обсуждаться на форуме.

Восемь приоритетов абхазского туризма


Гендиректор аналитического центра «Московский регион» Алексей Чадаев. Фото: nacexpert.ru

- Что это за вопросы?

- С министром по туризму и курортам Абхазии Автандилом Гарцкия мы обсудили ключевые направления развития туристического сектора.

Первое — расширение гостиничного фонда Абхазии. Второе — повышение среднего чека в расчете на одного туриста. Третье — увеличение времени пребывания туристов в Абхазии (сегодня, как известно, значительная часть гостей приезжает сюда на один-два дня). Четвертое — расширение ассортимента туристических маршрутов.

?Весь номерной фонд Абхазии был выкуплен еще в прошлом декабре, в 2015 году ожидается рекордный по посещаемости сезон

Пятое — решение кадровых проблем предприятий туристической отрасли. Шестое — улучшение логистики, возможностей и разнообразия вариантов перемещения туристов. Седьмое — развитие информационно-цифровой инфраструктуры в широком смысле (мобильные приложения, справочные службы, внешнее позиционирование отдыха в Абхазии в русскоязычном пространстве). Восьмое — удлинение курортного сезона (главным образом – возможности развития так называемого конгрессного туризма в низкий сезон).

Кроме того, есть отдельная большая тема связки туризма с сельским хозяйством: развитие «легких» форматов АПК, выращивание и переработка местной продукции, продвижение гастрономического туризма.

- Какими должны быть основные инструменты достижения этих целей?

- Мы говорим, что для реализации туристического потенциала Абхазии очень важно развивать предпринимательство, чтобы жители республики сами открывали новый бизнес, понимали, где и как можно заработать, владели современными предпринимательскими технологиями. Поэтому под каждую из названных задач мы везем на форум портфель проектов и «десант» предпринимателей из различных регионов России, которые заинтересованы в налаживании партнерских связей с Абхазией.

Учитывая, что весь номерной фонд Абхазии был выкуплен еще в прошлом декабре, в 2015 году ожидается рекордный по посещаемости сезон. Это значит, что сейчас нужно сделать акцент на «быстрые» варианты сотрудничества, которые могут дать результат уже в этом году, например, развитие франшиз.

В 2014 г. Абхазия получила самое большое количество туристов за последние 20 лет – за счет скачков курса рубля

В долгосрочной же перспективе необходимо формирование портфеля инвестиционных предложений для компаний, которые хотели бы работать в Абхазии. Это более сложная задача, которая предполагает прежде всего понимание правовой специфики страны и гарантированное внимание к проектам руководства страны, особенно тех ведомств, которые ответственны за экономическое развитие.

- Каким образом, по вашему мнению, лучше всего подключать население Абхазии к предпринимательству, учитывая, что малый бизнес там уже довольно развит?

- Очень важный блок — работа с молодыми предпринимателями. Среди участников форума — представители Центра развития молодежного предпринимательства. Это структура Росмолодежи, которая, надеюсь, поможет в реализации соответствующих российских программ для ребят из Абхазии.

Кроме того, на форум едет сильная команда бизнес-тренеров, которая проведет ряд мастер-классов с акцентом на туризм и агробизнес. Также мы подключили к организации форума возможности Центра корпоративного предпринимательства МФТИ, экспертный потенциал группы компаний РОЭЛ, в том числе в области развития производственных и агрофраншиз, пул медиаэкспертов, которые работают над темой внешнего продвижения абхазского турпродукта.

- В какой мере организация форума стала возможна благодаря прошлогодней смене власти в Абхазии? Могло ли такое крупное мероприятие состояться при предыдущем президенте страны?

- Здесь надо учитывать и объективные, и субъективные факторы. Объективно в прошлом году Абхазия получила самое большое количество туристов за последние 20 лет – прежде всего за счет скачков курса рубля и роста интереса россиян к «рублевому» туризму после присоединения Крыма. Уже год назад многие из тех, кто раньше отдыхал в Турции, Египте и других зарубежных странах, предпочли именно Абхазию.

?Когда в сезон в Абхазию приезжают 1 млн туристов, на одного местного жителя приходится пять гостей

Но при этом новое руководство страны действительно нацелено на развитие туризма — в первую очередь, за счет вовлечения в процесс собственных кадров. Мы понимаем подход нового руководства: это баланс между необходимостью быть открытыми для инвесторов и поддерживать местный бизнес – так, чтобы развитие экономики не шло по принципу «приехали люди из России и все тут сделали».

Поэтому повторю: сегодня для Абхазии необходимо выращивание собственной предпринимательской среды, которая сможет обеспечить развитие территории. Кроме того, это важно и для политического суверенитета страны. Развитие предпринимательства как стиля жизни и образа мышления – это и есть основной ключ к развитию территории.

- Чего, на ваш взгляд, сегодня больше всего не хватает абхазскому турпродукту?

- Мне кажется, очень большая проблема Абхазии, напрямую связанная с развитием туризма, – это сравнительно малочисленное население, всего где-то 240 тысяч человек. Поэтому, когда в сезон в страну приезжает миллион туристов, на одного местного жителя приходится пять гостей.

Если для сравнения взять такую чисто туристическую страну, как Мальдивы, там баланс ровно обратный. То же самое и в Каталонии, которую мы брали за ориентир, разрабатывая предложения по развитию абхазского туризма.

?Ключевая проблема туристической отрасли Абхазии — качество профподготовки кадров, в первую очередь предпринимательских

С этой точки зрения, ключевой проблемой отрасли является качество профессиональной подготовки кадров — в первую очередь предпринимательских, то есть людей, которые готовы брать на себя риски и конкурировать на открытом рынке. Поэтому прежде чем говорить о туристической инфраструктуре, надо решить, какие люди будут ее создавать.

- Как вы себе представляете образ туриста, которого должна получить Абхазия, если разработанные вами предложения будут реализованы?

- Сейчас в туристическом потоке в Абхазию очень высока доля, так сказать, заездного туризма — то есть людей, для которых основным местом отдыха является Черноморское побережье Краснодарского края: они приезжают в Абхазию на два-три дня, а то и на однодневную экскурсию. Естественно, для страны это не очень выгодно, потому что такие туристы оставляют немного средств, а емкость курортов в Абхазии ограничена.

Давайте вспомним, что в советское время Гагра, Пицунда, Рица были элитными курортами, поэтому сейчас делать ставку на массовый поток по турецкому образцу в развитии абхазского туризма нельзя. А значит, нужно прежде всего работать над качеством предложения туристического продукта, чтобы люди приезжали в Абхазию осознанно.

?Абхазия будет привлекать более платежеспособную аудиторию, хотя это не должно идти в ущерб бюджетному туризму

Совершенно ясно, что Новый Афон может стать центром паломнического туризма, Сухум имеет хорошую базу для развития лечебно-оздоровительного туризма, Гагра – это скорее пляжный тусовочный отдых для молодежи, а Пицунда с ее уникальным климатом должна вернуть статус элитного курорта. То есть наши предложения предполагают, что Абхазия будет привлекать более платежеспособную аудиторию, хотя это, конечно, не должно идти в ущерб бюджетному туризму, а стать его дополнением.

Восемь приоритетов абхазского туризма


Новый Афон. Фото: healthspa.ru

- Почему вы ориентировались при разработке предложений именно на Каталонию? Что у нее общего с Абхазией?

- Прежде всего, сопоставимый размер территории, а главное, в Каталонии среднее время пребывания туристов составляет те же два дня. Но если в Абхазии средний чек туриста сейчас составляет 1500 рублей в сутки, то в Каталонии это 200 евро в сутки. В прошлом году Каталонию посетили 6,5 миллионов туристов. Можете посчитать, сколько примерно они там оставили денег. Поставить такую планку как долгосрочный ориентир для Абхазии – почему нет?